24 — 27 апреля
Москва, Цифровое деловое
пространство, ул. Покровка, 47

В ближайшие две недели проекты поправок в законы о государственно-частном партнерстве и концессиях, призванные снизить риски для инвесторов, будут внесены в Правительство РФ, пишут «Ведомости». Эту информацию изданию уже подтвердил через представителя замминистра экономического развития Михаил Расстригин. По его словам, Минэкономразвития собрало замечания ведомств и заканчивает их рассмотрение.

Согласно проекту поправок, Минэкономразвития предлагает провести четкую границу между госзакупками и концессиями. Ее отсутствие сейчас - ключевой риск для проектов с привлечением частного капитала, признают опрошенные эксперты.

В поправках Минэкономразвития предлагает разграничить капитальный грант (оплата расходов инвестора концедентом) и плату концедента (возмещение затрат, в том числе полностью, уже после создания объекта). Эта вторая часть должна выплачиваться постепенно – минимум в течение трех лет после завершения стройки. На такой рассрочке настоял Минфин, ФАС же и вовсе предлагала, чтобы затраты возмещались государством, только если у инвестора нет других возможностей вернуть потраченное.

Положения об отложенных платежах позволят устранить смешение концессионных и закупочных процедур, передал через представителя замруководителя ФАС Рачик Петросян, и предотвратят случаи, когда госорганы уклоняются от закупок, маскируя их концессионными соглашениями.

Еще одна гарантия для инвесторов – право определить в соглашении условия возмещения потерь. Включить в соглашение особые обстоятельства не запрещено и сейчас, но поправки закрепляют такую возможность в законе. Сейчас возместить потери фактически невозможно, рассказывает управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин: это останавливало от вхождения в проекты десятки компаний.

Гарантии смогут получить и инвесторы, предложившие концессию. Если они проиграют конкурс, то победитель должен будет оплатить их расходы на подготовку проекта. Какая часть расходов будет компенсироваться, скорее всего, определит правительство для каждой отрасли, полагает опрошенный чиновник.

Проще станет заключать соглашения о концессии и ГЧП. Публичные партнеры, например, регионы, смогут объединяться, чтобы провести совместный конкурс и заключить общее соглашение, а не по отдельности, как сейчас. Параллельно с основным конкурсом государство сможет провести еще один – чтобы отобрать и кредитора. Параллельный отбор в предложенном виде поставит под угрозу возможность банковского финансирования проектов ГЧП, говорит управляющий директор департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка Елена Бардашева: механизм как минимум противоречит действующим правилам кредитования. Норма создаст дополнительные трудности, согласен исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко, привлечение финансирования – задача частного партнера, на этапе конкурса даже непонятно, кто концессионер, а значит, финансовая организация не может обозначить позицию по отношению к заемщику.

Если же у инвесторов возникнут проблемы из-за трактовки законов, Минэкономразвития хочет дать властям разъяснения - себя оно предлагает сделать куратором ГЧП. С таким расширением полномочий не согласны Минфин и ФАС, следует из их отзывов на проект.

В целом, поправки позитивно повлияют на рынок, но не дадут большого рывка, считает Максим Ткаченко, важнее создание фонда развития. Ни поправки, ни деньги не могут устранить риски, связанные с общим инвестиционным климатом в стране, заключает он.

Источник: www.pppi.ru

Назад к новостям