17-20 September 2024

Комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству решил исключить территорию озера Байкал из законопроекта, который упрощает строительство инфраструктуры в заповедных зонах. Он также поручил добавить закрытый перечень инфраструктуры, разрешенный к застройке в других заповедниках. Это следует из поправок ко второму чтению, которые комитет одобрил в пятницу, 15 апреля. У РБК есть копия поправок, которые обсуждались на заседании. Информацию об одобренных поправках РБК подтвердили в пресс-службе комитета и заместитель его председателя Светлана Разворотнева.

Госдума приняла законопроект «О распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры» в первом чтении 6 апреля. Второе чтение законопроекта запланировано на эту неделю.

Документ раскритиковали депутаты комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. В комитете заявили, что законопроект позволит строить промышленные объекты в заповедных зонах, в связи с чем большинство ООПТ будут подвергнуты «серьезному негативному воздействию» от промышленной деятельности, ущерб от которого будет «невосполним».

Согласно поправкам ко второму чтению, в границах Байкальской природной территории не допускается строительство каких-либо новых объектов инфраструктуры, за исключением модернизации и расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Делать это можно и сейчас, Госдума сняла некоторые экологические ограничения для строительства БАМа и Транссиба еще в 2020 году, в частности разрешив для расширения магистралей сплошную вырубку леса.

Профильный комитет оставил в законопроекте положение о необязательности проведения экологической экспертизы при строительстве «приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры» до конца 2024 года в границах особо охраняемых природных территорий. При реализации таких проектов, если они в целом разрешены регламентами охранных зон, нужна будет только градостроительная экспертиза. Ранее в Главгосэкспертизе поясняли, что проверка экологических требований будет проводиться в рамках строительной экспертизы.

В документе также появилось требование о том, что строить или реконструировать инфраструктуру можно «исключительно с соблюдением требований, установленных законодательством об охране окружающей среды». Необходимо также будет проводить мероприятия по охране окружающей среды, такие как рекультивация, сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, охрана водных объектов и т.д.

Из документа исчезла формулировка про разрешение строительства в заповедниках «иной инфраструктуры», к которой можно было отнести неограниченного количество объектов. Вместо этого депутаты предлагают дать «приоритетным проектам по модернизации и расширению инфраструктуры» определение и закрепить их перечень.

К ним относятся проекты, которые строятся для выполнения «приоритетов, целей и задач» стратегий социально-экономического и пространственного развития России, а также объекты, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры. К объектам инфраструктуры сейчас относятся автомобильные и железные дороги, порты, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы и инженерная инфраструктура. Согласно поправкам ко второму чтению список этих объектов дополнился за счет:


  • магистральных газопроводов, нефтепроводов и энергетической инфраструктуры, если их строительство идет по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
  • социальной инфраструктуры, то есть школы, больницы, детсады, если в регионе дефицит таких объектов и они строятся с привлечением денег из бюджета в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
  • промышленных объектов, если они обеспечивают «создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий». К приоритетным проектам также отнесли производства продукции, у которой нет российских аналогов и энергоэффективных стройматериалов.

По словам председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, речь идет о возможности строить в упрощенном порядке только государственные объекты, а частные инвестиционные стройки будут по-прежнему проходить стандартные процедуры согласований. Законопроект позволит примерно на год сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, говорит он.

Источник: rosinfra.ru

Back to news