По мнению Министра Российской Федерации Михаила Абызова, ГЧП как инструмент позволяет применять различные схемы и сочетать форматы в зависимости от ситуации. Так, к примеру, 100% приватизация в здравоохранении и образовании невозможна, поскольку государство не сможет выполнять возложенные на него обязательства перед гражданами. «Нет универсальных рецептов и правил. Действительно, необходим некий общий базис, но каждый проект требует индивидуального подхода. Результат, который удовлетворит всех, возможен только при детальном обсуждении каждого конкретного случая», – подчеркнул спикер.
Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков отметил, что Россия – государство уникальное, где остро стоит вопрос экономического климата и доверия, особенно в случае с «длинными» проектами. «Государство не доверяет инвестору, опасается, что будет нецелевое использование объекта или хищение средств, инвестор боится, что на него возложат дополнительные обязательства и не вернут потраченные средства. Закон о ГЧП призван создать систему, гарантирующую безопасность обеих сторон», – отметил он.
Председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев в своем выступлении отметил, что проектов ГЧП не то, чтобы мало – их недостаточно. При этом инвестиции в планируемые проекты в ближайшие 10 лет составят порядка 1 трлн. рублей. «Это новая сфера для госуправления, пока нет квалифицированных, понимающих чиновников, не будет и проектов, поскольку именно государство как правило выступает инициатором и заказчиком. В тех регионах, где есть системный подход, есть и привлечение средств», – считает спикер.
Вице-президент по инфраструктуре Российского фонда прямых инвестиций Георгий Чичерин отметил, что в последнее время развитие ГЧП идет в том направлении, которого ждут иностранцы: расширяется поле деятельности, совершенствуется законодательная база, увеличивается прозрачность.
Партнер, руководитель практики по работе с предприятиями транспортного сектора, КПМГ Алексей Романенко считает, что вопрос с ГЧП напрямую связан с реализацией крупных проектов: таких, которые повысят уровень региона, позволят создать новые рабочие места.
В заключении, Президент ТПП РФ Сергей Катырин отметил, что сейчас время для появлениянового бизнеса, нового типа компаний с достаточным уровнем компетенций для успешной реализации ГЧП-проектов. «ТПП РФ проводила много социологических исследований, опросов по компаниям. Как оказалось, интерес велик, но 80% опрошенных считают, что действующий механизм недостаточно эффективен. Надо понимать, что на федеральном уровне никогда не будет тысяч проектов, а лишь единицы – БАМ, Транссибирская магистраль, действительно значимые для экономики, ими надо заниматься на правительственном уровне. А вот регионам решить проблемы без единой законодательной базы нельзя. Из-за несовершенства бизнес боится идти в регионы, потому что опасается малого дохода и высоких рисков», – считает он.