ОАО РЖД рассмотрит вопрос проектирования высокоскоростной магистрали Москва—Санкт-Петербург 23 августа на инвестиционном комитете, следует из телеграммы монополии, пишет "Коммерсант". Помимо этого, на заседание вынесены вопросы о реконструкции станций Чугун II и Казинка, финансировании «РЖД-Недвижимость», организации скоростного железнодорожного сообщения Самара—Тольятти. В Минтрансе вопрос по ВСМ переадресовали в ОАО РЖД, где отказались от комментариев.
Возродить проект ВСМ Москва—Санкт-Петербург, обсуждающийся со времен СССР, было решено в апреле. Тогда президент Владимир Путин поддержал предложение о проектировании магистрали, поступившее от временно исполняющего обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозерова. Такая идея появилась после того, как стало известно, что Владимир Путин поставил под сомнение целесообразность проекта строительства ВСМ Железнодорожный—Гороховец, которая должна была стать первым участком ВСМ Москва—Казань. Тогда же президент поручил проработать ВСМ Москва—Петербург, так как там есть более надежные перспективы пассажиропотока.
В мае Олег Белозеров говорил, что РЖД начнет проектирование ВСМ Москва—Петербург осенью. По словам замгендиректора монополии Андрея Макарова, на актуализацию проекта было решено выделить 100 млн руб. из бюджета монополии. В конце июня вице-премьер Максим Акимов отмечал, что предварительная оценка стоимости строительства ВСМ Москва—Петербург составляет 1,5 трлн руб. По его словам, прорабатывается идея трассировки с заходом в Великий Новгород и «представляется все это очень перспективно». Заместитель гендиректора РЖД Олег Тони отмечал, что монополия разрабатывает технико-экономическое обоснование проекта, выбирается трасса, прорабатываются различные варианты. В июле первый замглавы Минтранса Иннокентий Алафинов говорил, что новая конфигурация проекта будет рассмотрена в конце года на проектном комитете по магистральному плану развития инфраструктуры у Акимова.
Собеседники “Ъ” и эксперты высказывали сомнения в окупаемости проекта с точки зрения стоимости билета на ВСМ, конкуренции с действующими видами транспорта и перспективами роста пассажиропотока. Господин Тони в конце июня уверял, что пассажиропотока для загрузки ВСМ Москва—Петербург «хватает, он колоссальный». В частности, пассажир может доехать до Петербурга и, сделав пересадку, с Ладожского вокзала добраться до Хельсинки, предполагал он. По оценкам «Infoline-Аналитики», в оптимистичном прогнозе потенциальный пассажиропоток новой ВСМ в 2026–2027 годах может достичь 7 млн человек при отказе от «Сапсанов» и 4,5 млн человек при их параллельной эксплуатации, но даже первый вариант не обеспечит адекватные сроки окупаемости.
Кроме того, собеседники “Ъ” напоминали, что заново придется вести и переговоры с потенциальными партнерами. На строительство ВСМ Москва—Казань претендовали китайские и немецкие компании, выпуск поездов предполагалось поручить СП «Синары» либо с Siemens («Уральские локомотивы»), либо с китайской CRRC.
Само по себе начало проектирования не означает окончательного решения о реализации проекта. Так, для первого участка ВСМ Москва—Казань (до Гороховца), судьба которой теперь неясна, была полностью готова проектная документация, а для некоторых участков даже получено одобрение Главгосэкспертизы.
Источник: www.pppi.ru