12-15 cентября 2022 г.
Цифровое Деловое Пространство,
г. Москва, ул. Покровка, 47

Деловая программа, вторник, 13 сентября 2022 года

Скачать программу
Время Мероприятие
9:00 – 10:00 Регистрация участников
10:00 – 11:30
CЕССИЯ

Борьба за инвестора: какими инструментами могут похвастаться регионы

Правительство ставит цель попадания России в первую десятку стран по степени удовлетворенности граждан государственными услугами. Цифровая трансформация государственного управления и учет интересов пользователей становятся ключевыми метриками эффективности органов власти. И сфера ГЧП здесь не исключение - до конца года Национальный Центр ГЧП развернет работу с 20 регионами по апробации принципов клиентоцентричности при взаимодействии с инфраструктурными инвесторами, в том числе с использованием платформы «Росинфра».

К данной инициативе подключились регионы, занимающие проактивную позицию в сфере ГЧП, опыт которых стоит тиражировать в масштабе страны. Многие из них уже активно применяют передовые инструменты в борьбе за инвестора: обеспечивают информационную открытость, упрощают процессы инициирования и запуска проектов, разрабатывают новые меры поддержки и учатся привлекать федеральные деньги для снижения нагрузки с инвесторов, формируют коробочные решения и типовую документацию, а также переходят от ручного управления проектами к системному подходу.

В рамках сессии представим лучшие практики взаимодействия с инвесторами, а также обсудим, с какими проблемами сталкиваются участники при запуске проектов ГЧП? Какие пробелы существуют в региональных бизнес-процессах при работе с инвесторами, в том числе в части нормативно-правового регулирования? Как правильно работать с обратной связью и внедрять эффективные решения с целью совершенствования клиентского пути и достижения поставленных задач?

ПодробнееСвернуть
CЕССИЯ

Поедем или полетим? Инвестиции в пассажирский транспорт: от скоростных трамваев до канатных дорог

В апреле программа комплексного развития городского электротранспорта перешла в активную стадию реализации - правительство первые 10 проектов, их предварительная стоимость – 231 млрд руб. Все проекты планируется реализовать по концессии при поддержке и финансовом участии ВЭБ.РФ. Так, уже известно о поданных частных инициативах по трамвайным сетям Липецка и Перми. До конца года планируется заключить концессии по скоростному трамваю в Ростове-на-Дону и трамвайной инфраструктуре Краснодара.

В мае внесены изменения в законодательство о концессиях в части реализации проектов в сфере общественного транспорта. Поправки, по оценкам экспертов, будут способствовать привлечению инвесторов в отрасль. Из ключевого – устраняется дублирование конкурсных процедур, когда после заключения концессии, концессионер должен был проходить дополнительный отбор на заключение контракта на перевозку. Также, по аналогии с ЖКХ, теперь субъект РФ, который осуществляет регулирование тарифов на перевозки, может выступать третьей стороной соглашения. В целом принятые поправки решили ключевую проблему отрасли – практически устранили противоречия между законами о концессиях и о регулярных перевозках.

В рамках сессии планируется обсудить текущий статус программы, вопросы, с которыми сталкиваются пилотные проекты, а также инициативы регионов по решению проблем транспортной доступность с помощью канатных дорог.

ПодробнееСвернуть
CЕССИЯ

Экологичное партнерство: преодолеваем барьеры на пути к созданию современной инфраструктуры обращения с ТКО

В ближайшие два года Российский экологический оператор за счет механизма облигационного займа планирует профинансировать более 50 концессионных проектов на 100 млрд руб. Как отмечают в РЭО, концессия является базовым механизмом реализации проектов в сфере ТКО, потому что позволяет соблюсти баланс интересов публичной стороны, инвестора и финансирующей организации.

Помимо льготного заемного финансирования, в середине июля правительство приняло постановление, предполагающее выделение субсидий на проекты по созданию инфраструктуры по обращению с ТКО в рамках концессионных соглашений. До 2024 года в федеральном бюджете на эти цели заложено более 23 млрд руб. Субсидия может составлять до 95% от стоимости проекта и в первую очередь будет направлена субъектам с низкой бюджетной обеспеченностью.

В настоящее время более чем в 30 субъектах РФ находятся в активной фазе подготовки порядка 50 концессионных проектов в сфере ТКО - как в формате частных концессионных инициатив, так и в рамках подготовки к проведению конкурсных процедур.

При этом, не смотря на увеличение количества механизмов поддержки, участники рынка отмечают проблемы, связанные с тарифным регулированием, ростом ставок по заемному финансированию, а также эффективным межведомственным взаимодействием и единым процессом подготовки проектов, отсутствие которых негативно влияет на запуск проектов.

ПодробнееСвернуть
11:30 – 12:00 Перерыв
12:00 – 13:30
CASE STUDY

Инфраструктурные облигации ДОМ.РФ: новые возможности для регионов

Механизм предоставления льготных займов через выпуск инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ уверенно занял лидирующие позиции в линейке привлекательных для рынка ГЧП финансовых инструментов и этому есть объяснение – ставка составляет 4-5%. В работе у ДОМ.РФ находится около 100 проектов, более чем по 25 проектам уже одобрено финансирование.

Несмотря на то, что с момента распространения программы инфраструктурных облигаций на проекты ГЧП прошло чуть больше года, механизм постоянно совершенствуется – расширяются перечни объектов, упрощается порядок подачи заявок, ослабляются требования к заемщикам. Не менее важна возможность совмещать льготное финансирование ДОМ.РФ с другими мерами поддержки и федеральными программами, а также комбинировать с финансовыми продуктами коммерческих банков, тем самым снижая общую стоимость финансирования в проектах.

В рамках сессии в формате разбора кейсов планируется обсудить основные вопросы, с которыми сталкиваются участники рынка при подготовке и запуске проектов ГЧП с использованием механизма инфраструктурных облигации, а также представить новые возможности инструмента.

ПодробнееСвернуть
12:00 – 13:30
CЕССИЯ

ГЧП 2.0. Расширяем палитру инструментов взаимодействия бизнеса и власти

В России постоянно расширяется линейка форм реализации инвестиционных проектов с государственным участием. Большую часть из них можно назвать своего рода квази-формами ГЧП, потому что они также как концессии и ГЧП-проекты подразумевают долгосрочный контракт государства с инвестором, в рамках которого между сторонами распределяются риски и ответственность, в том числе финансовая.

В июне Президент Владимир Путин подписал закон, упрощающий требования к заключению офсетных контрактов, в том числе в 10 раз снижающий минимальный объем инвестиций для их заключения – порог был с снижен с 1 млрд до 100 млн рублей. Многие регионы уже используют этот механизм, как эффективную форму реализации инвестпроектов в сфере транспорта и медицины.

Всё большую привлекательность приобретает СЗПК – приняты поправки, уточняющие состав и условия стабилизационных оговорок, участникам соглашений даётся право продлевать срок их действия при форс-мажорах, субъекты получили больше полномочий для принятия участия в решении о реализации инвестпроектов, бизнес получил возможность учитывать кредиты в общем объеме капиталовложений. Сокращаются сроки заключения СПИК, вводятся дополнительные налоговые льготы, а также расширяется перечень современных технологий для заключения таких контрактов. Расширяется практика применения контрактов жизненного цикла - в мае правительство разрешило заключать КЖЦ в отношении дорожно-коммунальной техники. Свои формы взаимодействия с инвесторами разрабатывают и регионы, так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в рамках регионального закона об инвестиционной деятельности успешно запущены и реализуются соглашения о реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности и железнодорожной инфраструктуры.

ПодробнееСвернуть
12:00 – 13:30
РОУД-ШОУ

На севере – ГЧП. Какие инфраструктурные проекты готова предложить Мурманская область инвесторам?

Инвестиционная активность Мурманской области заслуживает отдельного внимания. Не смотря на пандемию, регион не приостанавливал деятельность по привлечению инвестиций. В 2020 году Мурманская область заняла первое место в стране по темпам экономического роста. Приток инвестиций увеличился до 30%. Ежегодно регион демонстрирует улучшение позиций в Национальном рейтинге инвестиционного климата – если в 2020 году было 52 место, то к 2022 году удалось подняться на 16. В рейтинге по ГЧП, расчет которого осуществляет Минэкономразвития России, регион также существенно улучшил позиции и по итогам 2021 года занимает 4 позицию.

Этому способствует системный подход к реализации проектов ГЧП и привлечению внебюджетных инвестиций. Так, в течение лета 2022 года в Мурманской области проходила масштабная образовательно-акселерационная программа, которая позволила выявить наиболее перспективные проекты ГЧП и доработать их с привлечением профильных экспертов. Всего в рамках программы было рассмотрено более 30 проектов, лучшие из них будут представлены в рамках роуд-шоу на Российской неделе ГЧП. Речь идет о 5 проектах на сумму более 21 млрд рублей, направленных на повышение качества жизни населения арктического региона.

ПодробнееСвернуть
13:30 – 14:00 Перерыв
14:00 – 15:30
CЕССИЯ

Государство для инвесторов: новые стандарты и формы партнерства

15:30 – 16:00 Перерыв
16:00 – 17:30
СЕССИЯ

Федеральные субсидии в ГЧП-проектах: игра по правилам и без

За последние два года на рынке ГЧП сформировалась широкая линейка федеральных мер поддержки проектов. Если несколько лет назад на всех дискуссионных площадках постоянно поднимался вопрос необходимости федерального «бюджетного» плеча в тех или иных отраслях реализации проектов ГЧП, то сегодня мы видим эти механизмы в большинстве сфер. «Демографическая субсидия» для строительства школ, «Бизнес-спринт» - для поддержки проектов в сфере спорта, программа Минобрнауки по строительству кампусов, отраслевые субсидии для создания соцучреждений и объектов обращения с ТКО. Софинансирование капитального гранта по проектам ГЧП разрешили в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» для строительства и модернизации поликлиник. Отдельные субсидии предусмотрены для проектов ГЧП на территории Дальнего Востока и Арктики в рамках «дальневосточной концессии».

Таким образом, федеральная поддержка охватила практически все ключевые отрасли реализации проектов ГЧП. При этом каждая программа имеет свои сроки, правила и порядок отбора, что вызывает определенные сложности у регионов при работе с заявками. Как формируется методология выдачи федеральных субсидий? Возможно ли унифицировать подходы в рамках различных программ, когда речь идет о проектах ГЧП?

ПодробнееСвернуть
16:00 – 17:30
CЕССИЯ

Возможности ГЧП для реализации промышленных проектов и обеспечения технологической независимости

В условиях существующей зависимости от импортной продукции и проблем, связанных с выстраиванием новых логистических цепочек, актуальным вызовом становится создание производств полного цикла в ключевых отраслях промышленности. В России есть необходимые ресурсы для решения задач промышленного развития. Частные производственные компании при поддержке органов власти и институтов развития должны стать локомотивами создания новых и расширения существующих производств, продукция которых жизненно необходима для продолжения социально-экономического развития страны.

Эффективным механизмом реализации таких проектов может стать государственно-частное партнерство. Законодательство о концессии и ГЧП позволяет реализовывать проекты в сфере промышленности и первые такие примеры уже появились. Также с использованием механизмов ГЧП можно создавать транспортную, энергетическую и иную инфраструктуру, необходимую для полноценного функционирования производств. Преимуществом ГЧП является распределение рисков между участниками проекта. Государство обеспечивает бюджетное софинансирование капитальных и эксплуатационных расходов, а также гарантированную закупку продукции, а инвестор, в свою очередь, привлекает долговое финансирование для реализации инвестиционной программы промышленного предприятия.

Участники сессии обсудят принципы и подходы к структурированию проектов ГЧП в сфере промышленности в рамках действующего законодательства, возможные «пилотные» проекты и необходимые шаги для их ускоренного запуска, существующий опыт подготовки и реализации проектов в данной сфере.

ПодробнееСвернуть
16:00 – 17:30
CЕССИЯ

Инфраструктура туризма и отдыха. Потенциал инвестпроектов в условиях растущего спроса

Государство предпринимает немало усилий для ускоренного развития инфраструктуры туризма – в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» функционирует отдельный федеральный проект, посвященный этому вопросу. Создана госкопрорация Туризм.РФ, которая выступает «единым окном» для инвесторов и помогает с акционерным капиталом – в мае 2022 года было принято решение об участии корпорации в 49 специальных проектных компаниях для реализации 52 проектов. Ростуризмом, в свою очередь, запущена программа льготного кредитования – 3-5% годовых – для проектов по строительству или реконструкции отелей - на этапе проектирования и стройки уже находятся первые 38 гостиниц. Важную роль в развитии туристической инфраструктуры традиционно играет госкорпорация ВЭБ.РФ, участвуя в запуске масштабных туристических кластеров.

Отдельное внимание уделяется развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для полноценного функционирования туристических объектов. Для решения этой задачи Правительство предусмотрело выделение субсидий в размере 24,2 млрд руб. до 2024 года. Отбор на получение финансирования уже прошли заявки из 16 регионов. Таким образом, государством сформирована достаточно широкая «продуктовая линейка», удастся ли объединив усилия бизнеса, власти, институтов развития и банков в ускоренном темпе реализовать проекты, необходимые для удовлетворения постоянно растущего спроса?

ПодробнееСвернуть
Назад к новостям